Preview

Южно-Российский журнал терапевтической практики

Расширенный поиск

Диагностические возможности когнитивной ЭЭГ у больных дисциркуляторной энцефалопатией с умеренными когнитивными расстройствами

https://doi.org/10.21886/2712-8156-2022-3-1-89-94

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель: выявление электрофизиологических особенностей у пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией на стадии умеренных когнитивных расстройств по разработанному сценарию регистрации электроэнцефалографии (ЭЭГ) с когнитивной нагрузкой. Материалы и методы: исследование проводилось в условиях МБУЗ ГБ № 1 «Поликлиника для взрослых», кафедры медицинской и биологической физики Ростовского государственного медицинского университета на протяжении 2016-2019 гг. Обследовано 80 пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией, с сосудистыми факторами риска, составивших 3 группы наблюдения: «А», «В» и «С». Группа «А» представлена пациентами с ДЭП I и II степени и сопутствующими умеренными когнитивными расстройствами, группа «В» — пациентами с диагнозом ДЭП I степени, когнитивно-здоровыми по результатам нейропсихоологического тестирования (40 и 25 человек соответственно), группа контроля «С» — 15 человек, без проявления ДЭП и когнитивных расстройств. Всем пациентам проводили регистрацию ЭЭГ при помощи аппарата «Энцефалан-131-03». Результаты: обнаруженные психоневрологические нарушения у пациентов с ДЭП являются отражением нарушений биоэлектрической активности головного мозга. Выявлена тенденция к смещению биоэлектрической активности в сторону медленных волн. Утяжеление степени когнитивных расстройств коррелируют с уменьшением активности a-ритма на 12% и увеличением активности δ-ритма на 16%. По данным спектрального анализа также выявлено отражение когнитивных нарушений на параметрах α- и δ-ритма. По мере снижения мощности a-ритма и повышения δ-ритма усугубляются патологические процессы, связанные с когнитивными нарушениями, в головном мозге у больных с ДЭП. Также к числу патогномоничных изменений, обнаруженных по данным спектрального анализа, относится значительная асимметрия по всем отведениям. Особенно ярко она была выражена в лобных (Fp1,Fp2) и височных (Т3, Т4, Т5, Т6) областях головного мозга. Выводы: новая методика исследования ЭЭГ у больных с ДЭП позволяет обнаружить характерные отличия, наиболее значимые изменения обнаружены в α- и δ-диапазонах. Изменения когнитивной деятельности, отраженные в ЭЭГ, могут служить дополнительными диагностическими критериями при условии расширения эксперимента.

Для цитирования:


Ефремов В.В., Залевская А.И. Диагностические возможности когнитивной ЭЭГ у больных дисциркуляторной энцефалопатией с умеренными когнитивными расстройствами. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2022;3(1):89-94. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2022-3-1-89-94

For citation:


Efremov V.V., Zalewskaya A.I. Diagnostic possibilities of cognitive EEG in patients with dyscirculatory encephalopathy with mild cognitive impairment. South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2022;3(1):89-94. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2022-3-1-89-94

Введение

Сосудистые заболевания головного мозга относятся к наиболее распространённой группе заболеваний. Частота встречаемости дисциркуляторной энцефалопатии (ДЭП) в популяции составляет 1,5–16,3% [1-3]. Уже в 35-летнем возрасте появляется возможность обнаружить морфологические изменения в головном мозге, а по мере прогредиентности заболевания они усиливаются [4]. Тенденция к увеличению распространённости ранних прогрессирующих и хронических форм цереброваскулярных заболеваний отмечается в последние годы. Основную массу обращений к неврологу на амбулаторно-поликлиническом приеме составляют больные с ДЭП [5][6].

Нарушение когнитивных функций является одним из наиболее частых проявлений на первых стадиях хронической ишемии головного мозга. Раннее выявление этих нарушений наряду с своевременно назначенной терапией предотвращает переход в деменцию, сокращает сроки лечения, повышает качество жизни пациентов.

В настоящее время отчётливо прослеживается тенденция к увеличению в структуре населения лиц пожилого возраста, в связи с чем растёт необходимость в совершенствовании методов, направленных на раннее выявление изменений когнитивной сферы. Общеизвестно, что патогенетически когнитивные нарушения развиваются по двум основным путям (нейродегенеративному и васкулярному).

Методы структурной и функциональной нейровизуализации получили широкое признание благодаря своей высокой информативности и специфичности в отношении диагностики нейродегенеративных и сосудистых заболеваний головного мозга. Однако по-прежнему остается значимой роль электроэнцефалографии (ЭЭГ) как более чувствительного метода в отношении выявления ранних нейрофизиологических изменений.

Симптомокомплекс ДЭП складывается из когнитивных расстройств разной степени выраженности, что свидетельствует о функциональных изменениях кровообращения и нарушениях во взаимодействии корковых и подкорковых структур головного мозга. Многочисленными исследованиями неоднократно доказано, что нейронные осцилляции, сопровождающие когнитивную деятельность, являются отражением биоэлектрической активности головного мозга, регистрация которой возможна с помощью ЭЭГ1 [7]. Однако стандартная ЭЭГ не является высокоинформативной, в связи с чем предложена методика когнитивной ЭЭГ, что отражено в патенте [8]. В настоящее время всё более актуальным становится вопрос о применении когнитивной ЭЭГ в отношении выявления ранних проявлений когнитивных нарушений у лиц с сосудистой патологией головного мозга.

Цель исследования — выявление электрофизиологических особенностей у пациентов с дисциркуляторной энцефалопатией на стадии умеренных когнитивных расстройств по разработанному сценарию регистрации ЭЭГ с когнитивной нагрузкой.

Материалы и методы

Исследование проводилось в условиях МБУЗ ГБ № 1«Поликлиника для взрослых» и на кафедре медицинской и биологической физики ФГБОУ ВО Ростовского государственного медицинского университета МЗ РФ города Ростова-на-Дону на протяжении 2016–2019 гг. Всего обследовано 80 пациентов с ДЭП. Испытуемых поделили на три группы наблюдения: «А», «В» и «С». В группу « A» вошли 40 человек с диагнозами ДЭП I и II стадии и сопутствующими умеренными когнитивными расстройствами (УКР), в группу «В» — 25 человек когнитивно здоровых, с диагнозом ДЭП I стадии, в группу контроля («С») — 15 человек без ДЭП и когнитивных расстройств. Группа пациентов и группа контроля были сопоставимы по возрасту, полу и уровню образования. Всем пациентам проводилась ЭЭГ с когнитивной нагрузкой. Обследование включало оценку неврологического статуса, когнитивной сферы с помощью MMSE, MoCa-теста [9][10], также пациенты оценивались с помощью госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS) [11][12], оценивались показатели нейровизуализации (МРТ головного мозга, ультразвуковое ангиосканирование), липидограммы.

В этиологии ДЭП первое место занимала гипертоническая болезнь (II, III стадии) (47%). Вторым по частоте этиологическим основанием ДЭП был атеросклероз (38%), а также сочетанное развитие данных патологий - 15%.

Диагноз ДЭП I–II стадии устанавливался на основании клинических критериев и отечественной классификации сосудистых поражений головного мозга [4][13]. Не были включены в группы обследования лица с травматическими последствиями, инфекционными и токсическими поражениями головного мозга, а также пациенты с нейродегенеративной патологией, пациенты с сахарным диабетом и клинически манифестированными психическими расстройствами. Для оценки неврологического статуса в баллах применялась шкала Е. И. Гусева и В. И. Скворцовой (1997) в модификации А. Э. Батуевой (2004).

I стадия ДЭП (19 больных, средний возраст — 61±1,3 год) характеризовалась расхождением объективной и субъективной оценок неврологического статуса и когнитивных функций. При этом у пациентов преобладали жалобы на головную боль и метеочувствительность. Вторыми наиболее частыми жалобами были диссомния и головокружение. На третьем месте — ухудшение памяти, общая слабость, повышенная утомляемость, чувство тяжести в голове и сниженное настроение. Реже встречались нарушение внимания, шаткость при ходьбе, раздражительность. Объективно при обследовании у пациентов отмечалась рассеянная микросимптоматика в виде ослабленной реакции зрачков на свет и конвергенцию (15%), непостоянного горизонтального нистагма (6%), асимметрии глубоких рефлексов (22%), вестибуло-атактического синдрома (21%). Значительно выраженных неврологических синдромов при I стадии ДЭП не было выявлено, у большинства больных определялся астенический синдром (24%).

По результатам нейропсихологического тестирования у большинства больных были выявлены нарушения внимания и долговременной слуховой памяти (12%). Оценка праксиса и гнозиса не выявила отклонений, были единичные случаи замедления при выполнении проб на конструктивных праксис, при этом без ошибок.

Для II стадии ДЭП (21 пациент, средний возраст — 74±2,3 года) были характерны выраженные неврологические синдромы, умеренные когнитивные снижения или лёгкое тревожно-депрессивное расстройство, оценка по шкале MMSE составила 26±1 балл, MOCA — 25±1 балл, HADS — 6–7 баллов по шкалам тревоги у 75% пациентов данной группы и 7–8 баллов по шкале депрессии, что соответствует субклиническим проявлениям эмоциональных расстройств.

ЭЭГ выполнялась по общепринятой методике на компьютерном комплексе «Энцефалан 131-03» фирмы «Медиком-МТД» (Таганрог) в соответствии с международной схемой расположения электродов «10–20» по 16 монополярным отведениям с референтными ипсилатеральными ушными электродами. Начальный этап исследования с записью фоновой ЭЭГ в течение 6 мин. попеременно с закрытыми и открытыми глазами, затем выполнялись когнитивные тесты («5 слов», «Что общего?», «Счёт» и «Растения»). На протяжении всей когнитивной нагрузки выполнялась запись ЭЭГ без остановки, но при этом учитывались помехи окулограммы и миограммы. Методика съёма ЭЭГ проводилась по заранее разработанному сценарию, описанному в патенте2. Далее выполнялся анализ спектральных характеристик выделенных участков. Усреднённая спектральная мощность измерялась в мкВ2 и оценивалась в стандартных частотных диапазонах (альфа, бета, тета, дельта).

Статистическая обработка данных выполнялась при помощи компьютера с использованием базы данных, созданной в приложении Microsoft Acces 2000, статистического пакета «Statistica 10.0», а также «Exсel 2010». Применялись общепринятые параметрические, непараметрические математические методы. За уровень статистической достоверности принимали р <0,05.

Результаты

Обнаруженные психоневрологические нарушения у пациентов с ДЭП являются отражением нарушений биоэлектрической активности головного мозга.

Выявлена тенденция к смещению биоэлектрической активности в сторону медленных волн по данным статистического анализа. Утяжеление степени когнитивных расстройств коррелируют с уменьшением активности α-ритма на 12% и увеличением активности δ-ритма на 16%. По данным спектрального анализа, также выявлено отражение когнитивных нарушений на параметрах α- и δ-ритма. По мере снижения мощности α-ритма и повышения δ-ритма усугубляются патологические процессы, связанные с когнитивными нарушениями в головном мозге у больных с ДЭП.

Также к числу патогномоничных изменений, обнаруженных по данным спектрального анализа, относится значительная асимметрия по всем отведениям, а особенно ярко она была выражена в лобных (Fp1,Fp2) и височных (Т3, Т4, Т5, Т6) областях головного мозга.

Обсуждение

Данные о наиболее значимых различиям в ритмах по отведениям записали в виде рисунков на примере когнитивного теста «Слова», представлены ниже.

Рисунок 1. Различия относительного значения мощности у больных с ДЭП с УКР и когнитивно здоровыми (КЗ) в дельта диапазоне во время выполнения теста «Слова».

Примечание: при уровне значимости р ≤0,05 различия между средними показателями относительных значений мощности (ОЗМ) статистически значимы с вероятностью 95% (*), при уровне значимости р ≤0,01 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99% (**), при уровне значимости р ≤0,001 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99,9% (***).

Рисунок 2. Различия относительного значения мощности у больных с ДЭП с УКР и когнитивно здоровыми в тета диапазоне во время выполнения теста «Слова».

Примечание: при уровне значимости р ≤0,05 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 95% (*), при уровне значимости р≤0,01 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99% (**), при уровне значимости р ≤0,001 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99,9% (***).

Рисунок 3. Различия относительного значения мощности у больных с ДЭП с УКР и когнитивно здоровыми в альфа диапазоне во время выполнения теста «Слова».

Примечание: при уровне значимости р ≤0,05 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 95% (*), при уровне значимости р ≤0,01 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99% (**), при уровне значимости р ≤0,001 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99,9% (***).

Рисунок 4. Различия относительного значения мощности у больных с ДЭП с УКР и когнитивно здоровыми в бета диапазоне во время выполнения теста «Слова».

Примечание: при уровне значимости р ≤0,05 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 95% (*), при уровне значимости р ≤0,01 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99% (**), при уровне значимости р ≤0,001 различия между средними показателями ОЗМ статистически значимы с вероятностью 99,9% (***).

Изменения когнитивной деятельности прослеживаются в новой методике исследования ЭЭГ, что находит отражения в отличиях ЭЭГ у больных с ДЭП.

Выводы

Таким образом, новая методика исследования ЭЭГ у больных с ДЭП позволяет обнаружить характерные отличия, наиболее значимые изменения обнаружены в α- и δ-диапазонах.

Изменения когнитивной деятельности, отраженные в ЭЭГ, могут служить дополнительными диагностическими критериями при условии расширения эксперимента.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1. Способ диагностики когнитивных нарушений сосудистого происхождения при хронической ишемии мозга: пат. 2584651 Рос. Федерация: МПК A61B5/0476 (2006.01)/Е. А. Кижеватова, Д. В. Бакузова, В. П. Омельченко, В. В. Ефремов. -№ 2015107404/14; заявл. 03.03.15; опубл. 20.05.16, Бюл. №14. -3с

2. Способ диагностики когнитивных нарушений сосудистого происхождения при хронической ишемии мозга: пат. 2584651 Рос. Федерация: МПК A61B5/0476 (2006.01)/Е. А. Кижеватова, Д. В. Бакузова, В. П. Омельченко, В. В. Ефремов. -№ 2015107404/14; заявл. 03.03.15; опубл. 20.05.16, Бюл. №14. -3с

Список литературы

1. Полунина А.Г. Показатели электроэнцефалограммы при оценке когнитивных функций. Журнал неврологии и психиатрии. 2012;(7):74-82. eLIBRARY ID: 18000667.

2. Гаврилова С.И., Колыхалов И.В., Федорова Я.Б., Калын Я.Б., Селезнева Н.Д., Самородов А.В., и др. Прогноз прогрессирования когнитивного дефицита у пожилых пациентов с синдромом мягкого когнитивного снижения при длительном лечении (3-летнее наблюдение). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2013;113(3):45-53. DOI: 10.1007/s11055-014-9963-9.

3. Di Carlo A, Baldereschi M, Amaducci L, Lepore V, Bracco L, Maggi S, et al. Incidence of dementia, Alzheimer's disease, and vascular dementia in Italy. The ILSA Study. J Am Geriatr Soc. 2002;50(1):41-8. DOI: 10.1046/j.1532-5415.2002.50006.x.

4. Dierks T., Perisic I., Frolich L. Ihl R, Maurer K. Topography of the quantitative electroencephalogram in dementia of the Alzheimer type: relation to severity of dementia. Psychiatry Res. 1991;40(3):181-194. DOI: 10.1016/0925-4927(91)90009-f.

5. Kanda PAM, Anghinah R, Smidth MT, Silva JM. The clinical use of quantitative EEG in cognitive disorders. Dement Neuropsychol. 2009;3(3):195-203. DOI: 10.1590/S1980-57642009DN30300004.

6. Saletu B, Anderer P, Saletu-Zyhlarz GM. EEG topography and tomography (LORETA) in diagnosis and pharmacotherapy of depression. Clin EEG Neurosci. 2010;41(4):203-10. DOI: 10.1177/155005941004100407.

7. Brunye TT, Patterson JE, Wooten T, Hussey EK. A Critical Review of Cranial Electrotherapy Stimulation for Neuromodulation in Clinical and Non-clinical Samples. Front Hum Neurosci. 2021;15:625321. DOI: 10.3389/fnhum.2021.625321.

8. Saletu B, Anderer P, Paulus E, Grunberger J, Wicke L, Neuhold A, et al. EEG brain mapping in diagnostic and therapeutic assessment of dementia. Alzheimer Dis Assoc Disord. 1991;5 Suppl 1:S57-75. DOI: 10.1097/00002093-199100051-00010.

9. van de Ven VG, Formisano E, Prvulovic D, Roeder CH, Linden DE. Functional connectivity as revealed by spatial independent component analysis of fMRI measurements during rest. Hum Brain Mapp. 2004;22(3):165-78. DOI: 10.1002/hbm.20022.

10. Clark BJ, Simmons CM, Berkowitz LE, Wilber AA. The retrosplenial-parietal network and reference frame coordination for spatial navigation. Behav Neurosci. 2018;132(5):416-429. DOI: 10.1037/bne0000260.

11. Miterko LN, Lackey EP, Heck DH, Sillitoe RV. Shaping Diversity Into the Brain's Form and Function. Front Neural Circuits. 2018;12:83. DOI: 10.3389/fncir.2018.00083.

12. Chen JE, Rubinov M, Chang C. Methods and Considerations for Dynamic Analysis of Functional MR Imaging Data. Neuroimaging Clin N Am. 2017;27(4):547-560. DOI: 10.1016/j.nic.2017.06.009.

13. Benasich AA, Gou Z, Choudhury N, Harris KD. Early cognitive and language skills are linked to resting frontal gamma power across the first 3 years. Behav Brain Res. 2008;195(2):215-22. DOI: 10.1016/j.bbr.2008.08.049.


Об авторах

В. В. Ефремов
Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Ефремов Валерий Вильямович – доктор медицинских наук, профессор, доцент кафедры нервных болезней и нейрохирургии.

Ростов-на-Дону.



А. И. Залевская
Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия

Залевская Анастасия Игоревна - аспирант кафедры нервных болезней и нейрохирургии.

Ростов-на-Дону.



Рецензия

Для цитирования:


Ефремов В.В., Залевская А.И. Диагностические возможности когнитивной ЭЭГ у больных дисциркуляторной энцефалопатией с умеренными когнитивными расстройствами. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2022;3(1):89-94. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2022-3-1-89-94

For citation:


Efremov V.V., Zalewskaya A.I. Diagnostic possibilities of cognitive EEG in patients with dyscirculatory encephalopathy with mild cognitive impairment. South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2022;3(1):89-94. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2022-3-1-89-94

Просмотров: 861


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-8156 (Print)