Preview

Южно-Российский журнал терапевтической практики

Расширенный поиск

Ишемический инсульт у пациента с геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (клиническое наблюдение)

https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-113-116

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Представлен редкий случай развития ишемического инсульта на фоне геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) у пациента 22 лет.   Развитие инсульта в данном случае можно связать с такими факторами, как артериальная гипертензия, избыточный вес пациента, ДВС-синдром на фоне ГЛПС. Данное наблюдение представляет интерес для специалистов неврологического и инфекционного профилей.

Для цитирования:


Фазылова Л.И., Юнусов Т.Д., Закирова Э.Н., Бахтиярова К.З., Кутлубаев М.А. Ишемический инсульт у пациента с геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (клиническое наблюдение). Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2023;4(1):113-116. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-113-116

For citation:


Fazylova L.I., Yunusov T.D., Zakirova E.N., Bakhtiyarova K.Z., Kutlubaev M.A. Ischemic stroke in a patient with hemorrhagic fever with renal syndrome (clinical observation). South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2023;4(1):113-116. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-113-116

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом  — острое вирусное природно-очаговое заболевание, характеризующееся системным поражением мелких кровеносных сосудов, геморрагическим диатезом, гемодинамическими расстройствами и своеобразным поражением почек по типу острого интерстициального нефрита с развитием острой почечной недостаточности [1].

ГЛПС по уровню заболеваемости занимает первое место в Российской Федерации среди природно-очаговых болезней. Природные очаги в Республике Башкортостан (РБ) характеризуются высокой эпидемической активностью и являются самыми напряжёнными в мире. В Республике Башкортостан уровень заболеваемости в 8–10 и более раз превышает общероссийский и составляет 40–60% заболеваемости по России, наивысшие показатели отмечались в 1997 г.: по РБ — 224,5 случая на 100 000 населения, по г. Уфе — 512,6:100000, а по Благовещенскому р-ну — 1059,5: 100 000 [2].

В 2022 г. наблюдается значительный рост случаев ГЛПС, зарегистрированных в Республике Башкортостан. С января по июль было зафиксировано 720 случаев заболевания, в том числе один, закончившийся летальным исходом. Заболеваемость зарегистрирована на территории 42 районов (из 54) и 6 городов (из 14)1.

ГЛПС характеризуется развитием универсального капилляротоксикоза с преимущественным поражением микрососудов почек, лёгких, печени, головного мозга. Вирусемия и развитие синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС-синдрома) обусловливают вовлечение в патологический процесс различных органов и тканей [1].

ДВС-синдром представляет собой клинико-лабораторный синдром, приводящий к чрезмерной и нерегулируемой активации каскада свертывания крови, и может являться специфическим осложнением ГЛПС. ДВС-синдром запускается в результате вазотропности вируса и органных повреждений (высвобождение кровяного и тканевого тромбопластина), сопровождается фазовыми изменениями в свертывающей системе крови, непосредственно влияет на течение заболевания и требует внимательной оценки состояния пациента, а также незамедлительного начала терапии. Как правило, в начальном периоде заболевания преобладает фаза гиперкоагуляции с наступлением олигоурии, особенно при тяжёлом течении болезни, затем развивается гипокоагуляция, что обусловлено патологическим потреблением плазменных факторов свертывания крови вследствие образования микротромбов в мелких сосудах. В фазу гиперкоагуляции происходит образование микросгустков крови и блокада микроциркуляции в органах-мишенях (мозг, надпочечники, почки, печень, желудок и кишечник) с развитием дистрофических и деструктивных нарушений в них [3]. Несмотря на частые тромботические проявления, редко сообщается о клинически значимой артериальной ишемии головного мозга [4].

Ренин-ангиотензин-альдостероновая система имеет особое значение в регуляции артериального давления, определяет объём циркулирующей крови и функции сердечно-сосудистой системы. Избыточная активность ренин-ангиотензин-альдостероновой системы может приводить к постоянному повышению давления, провоцируя риск развития ишемического инсульта [5].

Описывая случаи, приведшие к летальному исходу из-за ГЛПС в Удмуртии с 2010 по 2019 гг., авторы отметили, что у одного из пациентов, молодого человека, развился ишемический инсульт из-за артериального тромбоза [6]. Benjamin M. Boral, Dennis J. Williams показали, что массивное воздействие тканевого фактора приводит к избытку внутрисосудистого тромбина, который преодолевает действие антикоагулянтов и приводит к тромбозу [7]. Также некоторые авторы отмечают, что нарушения мозгового кровообращения и ДВС-синдром запускают каскад реакций, приводящих к ухудшению состояния. Так, при острых нарушениях мозгового кровообращения развивается подострая форма ДВС-синдрома, что обусловлено утратой мозгом на фоне отёка и очаговых нарушений регуляторно-трофических влияний и невозможностью в связи с этим поддерживать адекватный гемостатический гомеостаз. Клинические корреляции в отношении тяжести и патогенеза инсульта позволяют предположить, что нарушение сокращения тромба потенциально может быть патогенным фактором ишемического инсульта [8]. По данным Connolly-Andersen и соавт., у пациентов в течение 21 дня после перенесённой ГЛПС повышен риск развития ОНМК и инфаркта миокарда [9].

Как осложнение ГЛПС (с указанием в формулировке диагноза) ДВС-синдром рассматривается при угрожающих жизни тромбоэмболических (редко — тромбоэмболия лёгочной артерии (ТЭЛА), ишемический инсульт и др.) или геморрагических проявлениях (желудочно-кишечное кровотечение, геморрагический инсульт, гемоторакс и др.) [10].

Приводим наблюдение за пациентом с ишемическим инсультом на фоне ГЛПС.

Пациент Д., 2000 г. р., поступает в приёмное отделение центральной районнной больницы 08.08.2022 с жалобами на общую слабость, повышение температуры до 37,9°C. Заболел остро. Со слов пациента, ранее коронавирусной инфекцией не болел, вакцинацию не проходил. Результат анализа на определение РНК вируса SARS-Cov-2 методом ПЦР — отрицательный. В анамнезе отмечал участие в сельскохозяйственных работах за 3 недели до начала болезни. В ходе опроса выявлена олигоурия (меньше 500 мл мочи в сутки), а также увеличение уровня белка в моче до 0,97 г/л и снижение её относительной плотности до 1.005 г/л. Учитывая наличие симптомов интоксикации, непрекращающейся лихорадки, выраженного симптома Пастернацкого и геморрагического синдрома, проявляющегося в виде кровоизлияний в склеры и конъюнктивы глаза и характерной для ГЛПС мелкоточечной петехиальной сыпи на кожных покровах, напоминающей «удар хлыстом», был установлен клинический диагноз «Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом средней степени тяжести». Анализ крови для проведения иммуноферментного анализа для подтверждения диагноза ГЛПС был отправлен в центральную лабораторию. Назначено лечение: йодантипирин, дексаметазон, цефтриаксон.

Утром 5-го дня пребывания в стационаре у пациента было зафиксировано повышение артериального давления до 160/100 мм рт. ст. Вечером пациент пожаловался на появление слабости в правых конечностях, а также нарушение речи. Нарастание данной симптоматики происходило в течение нескольких часов. В неврологическом статусе выявлены сглаженность правой носогубной складки, девиация языка вправо, дизартрия, центральный правосторонний гемипарез со снижением силы в руке и ноге до 2–3 баллов, поверхностная гемигипестезия. Уставлен диагноз «Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), вероятно, по ишемическому типу в бассейне левой средней мозговой артерии с правосторонним гемипарезом, гемигипестезией, дизартрией». Лечение скорректировано.

Проведена люмбальная пункция. Результаты анализа ликвора от 17.08.2022: уровень белка — 0,16 г/л, глюкозы — 2,8 ммоль/л, цитоз — 0–1 в 1 мкл, эритроциты— 0 в поле зрения.

Антиагрегантные препараты не были назначены из-за невозможности исключения геморрагического инсульта. Визуализация не была проведена из-за невозможности перевода в первичный сосудистый центр ввиду тяжести состояния по причине ГЛПС.

ИФА 18.08.2022 — Ig M (+) Оптическая плотность=3,431, Оптическая плотность критическая (ОПкрит)=0,421. Ig G (+) ОП=3,238, ОПкрит=0,249. 1:3200, что подтверждает ранее установленный диагноз ГЛПС.

Пациент выписан из стационара 24.08.2022 в удовлетворительном состоянии, значительно уменьшилась степень выраженности пареза. Рекомендовано  диспансерное наблюдение по месту жительства, проведение клинического обследования врачом-инфекционистом (при его отсутствии — участковым терапевтом) после выписки через 1, 3, 6, 9, 12, 18 и 24 месяцев в условиях поликлиники исследование общего анализа крови, общего анализа мочи и мочи по Нечипоренко, биохимического анализа крови с определением уровня мочевины, креатинина, белковых фракций, трансаминаз печени, электрокардиографии (ЭКГ), ультразвукового исследования (УЗИ) почек, а также проведение МРТ-исследования головного мозга.

МРТ-исследование головного мозга 30.08.2022 выявило в левом полушарии головного мозга (область базальных ядер (скорлупа), паравентрикулярно телу и заднему рогу бокового желудочка) кистозно-глиозные изменения с формированием мелких ликворных кист щелевидной формы (характерные для перенесенного состояния и соответствующие клинической картине), после внутривенного введения контрастного препарата патологического накопления контраста не выявлено. Параваскулярные пространства неравномерно расширены. Заключение: МР-картина кистозно-глиозных изменений в левом полушарии головного мозга, как следствие, нарушения мозгового кровообращения (лакунарные инфаркты) (рис.1).

Таким образом, у мужчины 22 лет ГЛПС осложнился ишемическим инсультом. ГЛПС достаточно часто встречается у молодых мужчин, но ишемический инсульт на фоне ГЛПС наблюдается крайне редко. Развитие ДВС-синдрома, повышение артериального давления, а также роль ренин-ангиотензин-альдостероновой системы в развитии ОНМК могут приводить к развитию ишемического инсульта на фоне ГЛПС [5]. Представленное наблюдение будет полезно для специалистов инфекционного и неврологического профилей.

Рисунок 1. МРТ головного мозга на 17-е сутки. На МРТ в режимах FLAIR (а, б, в), Т1 (г) кистозно-глиозные изменения в проекции базальных ядер слева, на ADC карте (д) повышение показателей ИКД.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан https://02.rospotrebnadzor.ru/content/167/41388/

Список литературы

1. Павлов В.Н., Фазлыева Р.М., Мирсаева Г.Х. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Актуальные вопросы патогенеза, клиники, диагностики и лечения // Москва. – 2019. – С. 150.

2. Ахмерова С.Г., Валишин Д.А., Галимов Р.Р., Нагаев Р.Я. Особенности заболеваемости различных групп населения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в эндемичном регионе. // Медицинский вестник Башкортостана. – 2017. – №5 (71).

3. Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан https://02.rospotrebnadzor.ru/content/167/41388/

4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. // 3-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа. – 2020. – С. 857-868.

5. Rocha F, Nascimento M, Malheiro F. Ischemic stroke as the first clinical evidence of Disseminated Intravascular Coagulation associated with Neoplasia. // RPMI [Internet]. – 2022. – Vol. 29(3). P. 194.

6. Кукес В.Г., Стародубцев А.К., Ших Е.В. Клиническая фармакология и фармакотерапия. // Москва. – 2020. – с 137

7. Malinin O.V., Kiryanov N.A. Fatal cases of hemorrhagic fever with renal syndrome in Udmurtia, Russia, 2010 to 2019. // European Journal of Clinical Microbiology & Infectious Diseases. – 2022. – Vol. 41. – P. 1059–1064

8. Benjamin M. Boral, Dennis J. Williams, Leonard I. Boral. Disseminated Intravascular Coagulation // Am J Clin Pathol December. – 2016. – Vol. 146. – P. 670-680.

9. Valerie Tutwiler, Alina D. Peshkova, Izabella A. Andrianova, Dina R. Khasanova, John W. Weisel, Rustem I. Litvinov. Contraction of Blood Clots Is Impaired in Acute Ischemic Stroke // Arteriosclerosis, Thrombosis, and Vascular Biology. – 2017. – Vol. 37. – P. 271–279.

10. Connolly-Andersen AM, Hammargren E, Whitaker H, Eliasson M, Holmgren L, Klingström J, Ahlm C. Increased risk of acute myocardial infarction and stroke during hemorrhagic fever with renal syndrome: a self-controlled case series study. Circulation. 2014 Mar 25;129(12):1295-302. doi: 10.1161/CIRCULATIONAHA.113.001870.

11. Бородина Ж.И., Царенко О.Е., Монахов К.М. и др. Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом — проблема современности. // Архивъ внутренней медицины. –2019. – 9(6). – С. 419-427.


Об авторах

Л. И. Фазылова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Фазылова Ляйсан Ирековна

Уфа



Т. Д. Юнусов
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Россия

Юнусов Тимур Дамирович, ординатор кафедры неврологии

Уфа



Э. Н. Закирова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Закирова Эльвира Наилевна, к.м.н., ассистент кафедры неврологии

Уфа



К. З. Бахтиярова
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Бахтиярова Клара Закиевна, д.м.н., профессор кафедры неврологии

Уфа



М. А. Кутлубаев
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России

Кутлубаев Мансур Амирович, д.м.н., проф., заведующий кафедрой неврологии

Уфа



Рецензия

Для цитирования:


Фазылова Л.И., Юнусов Т.Д., Закирова Э.Н., Бахтиярова К.З., Кутлубаев М.А. Ишемический инсульт у пациента с геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (клиническое наблюдение). Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2023;4(1):113-116. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-113-116

For citation:


Fazylova L.I., Yunusov T.D., Zakirova E.N., Bakhtiyarova K.Z., Kutlubaev M.A. Ischemic stroke in a patient with hemorrhagic fever with renal syndrome (clinical observation). South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2023;4(1):113-116. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-113-116

Просмотров: 810


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-8156 (Print)