Preview

Южно-Российский журнал терапевтической практики

Расширенный поиск

Факторы мотивации студентов и ординаторов к изучению терапии и возможности их использования при организации учебного процесса

https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-3-124-128

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Цель: изучение различных аспектов мотивации к обучению у студентов старших курсов, ординаторов и аспирантов медицинского университета.

Материалы и методы: проведено анкетирование 174 обучающихся на кафедре госпитальной терапии (150 студентов 5 и 6 курсов, 24 ординатора и аспиранта). Использовалась электронная форма опроса. Опрос проводился одномоментно и анонимно.

Результаты: полученные результаты опроса позволили обсудить мотивы и факторы, определившие выбор будущей профессии, установить изменения представлений о профессии за время обучения, достоинствах и недостатках учебного процесса, организации и качестве самостоятельной работы, роли преподавателей и оценок, предоставленных возможностях самореализации и их использовании в учебном процессе.

Заключение: изучение факторов мотивации учащихся в процессе изучения клинической дисциплины — необходимый процесс для их осознания педагогическим коллективом кафедры и осуществления «обратной связи», то есть использования в учебном процессе.

Для цитирования:


Пономарева Е.Ю., Богдалова Л.Р., Ребров А.П. Факторы мотивации студентов и ординаторов к изучению терапии и возможности их использования при организации учебного процесса. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2023;4(3):124-128. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-3-124-128

For citation:


Ponomareva E.Yu., Bogdalova L.R., Rebrov A.P. Factors of motivation of students and residents to study therapy and the possibility of their use in organizing the educational process. South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2023;4(3):124-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-3-124-128

Введение

Трудно представить эффективную деятельность в любой области без необходимой мотивации, что, безусловно, справедливо и для процесса обучения. Различные аспекты мотивации к обучению применительно к высшей школе, в частности в медицинском вузе, неоднократно рассматривались в научно-педагогической литературе [1]. Так, изучены различные виды мотивации (внешняя и внутренняя), их взаимосвязи и влияние на достижения студентов [2]. Отмечена важность самых различных мотивационных аспектов к выбору учебного заведения, профессии: роль семьи, моральные и материальные стимулы, личностные особенности и самореализация, платная/бюджетная/целевая форма образования и т.п. [3]. Учёт каждого из них и возможное воздействие на мотивацию к обучению способствует его эффективности [1][3]. Особенно актуальна проблема мотивации к обучению в медицинском вузе [1][2], так как отсутствие или недостаточная мотивация к приобретению знаний и умений у будущего врача сводит на нет усилия государства, общества и профессорско-преподавательского состава по качественной подготовке медицинских кадров.

Компетентностная модель подготовки специалиста в медицинском вузе предполагает наличие мотивации к приобретению знаний, умений и навыков от момента поступления студента на первый курс до выпуска и вручения диплома. В дальнейшем не менее важна мотивация при выборе специальности и конкретного места работы, формировании профессиональной траектории и карьерного роста.

Кафедра госпитальной терапии лечебного факультета занимается подготовкой студентов 5-х и 6-х курсов, а также реализует образовательные программы подготовки квалифицированных кадров по терапии, ревматологии, нефрологии, аспирантуры. Ежегодно на кафедру приходит около 700 обучающихся, и эффективность работы с ними может быть высокой вследствие не только чёткой организации учебного процесса, его содержательности, но и учёта факторов мотивации к обучению. В планировании настоящей работы мы исходили из того, что мотивация является движущей силой процесса обучения, а её элементы могут в различной степени оказывать влияние на процесс обучения и изменяться на протяжении учебы. На старших курсах медицинского университета будущий врач не только завершает теоретическую и практическую подготовку в рамках учебных программ медицинского вуза, но и окончательно определяется с выбором конкретного вида медицинской деятельности, принимая решение о направлении дальнейшего образования. В ординатуре происходит углубление и совершенствование полученных навыков в конкретной области будущей специальности, а аспирантура предполагает осознанный выбор занятия научной и нередко педагогической деятельностью.

Цель исследования — изучение различных аспектов мотивации к обучению у студентов старших курсов, ординаторов и аспирантов медицинского университета.

Материалы и методы

С целью изучения различных аспектов мотивации к обучению у студентов, ординаторов, аспирантов проведено анкетирование 174 обучающихся на кафедре (150 студентов 5 и 6 курсов, 24 ординатора и аспиранта). Средний возраст анкетируемых составил 23,5±1,2 лет. Использовалась электронная форма опроса. Опрос проводился одномоментно и максимально обезличенно (анонимно, без указания номера группы), для студентов — по окончании процесса обучения на кафедре, чтобы исключить воздействие на искренность ответов возможного опасения за оценки, мнения преподавателей и т.п. Заданы вопросы о мотивах и факторах, определивших выбор будущей профессии, изменении представлений о ней за время обучения, достоинствах и недостатках учебного процесса, организации и качестве самостоятельной работы, роли преподавателей и оценок, предоставленных возможностях самореализации и их использовании и т.п. На каждый из вопросов предложен выбор вариантов ответов, помимо этого, была предоставлена возможность самостоятельного дополнения и изложения участником своих взглядов как в вариантах ответов на вопросы, так и замечаний/предложений по организации учебного процесса.

При формулировке вопросов мы постарались выяснить интересующие нас мотивационные аспекты и (при необходимости) возможность их использования с целью повышения эффективности процесса обучения нашей дисциплине.

Результаты

В литературе можно встретить мнение о том, что сегодня молодые люди при выборе профессии врача руководствуются преимущественно прагматическими и материальными мотивами (востребованность специальности, достойный заработок и т.п.) и гораздо реже  альтруистическими (желание приносить пользу людям, спасать жизни) мотивами [4]. Данные анкетирования это мнение частично опровергают: 34,5% участников опроса в качестве наиболее важного фактора выбора профессии врача указало именно желание приносить пользу, тогда как будущий достойный заработок в качестве главного мотива указан только в 8% случаев.

В основе мотивации к выбору профессии/места получения образования, безусловно, находятся мировоззренческие установки самого человека, но их формирование происходит под влиянием окружения: семьи и близких, школы, общества и государства через востребованность и престиж профессии, средств массовой информации, художественного воздействия и т.п. Результаты проведённого анкетирования выпускников скорее подтвердили указанные положения: большое количество участников (45,3%) указало в качестве наиболее важного фактора выбора профессии роль семьи и близких. В самом деле, представление о работе врача наиболее надёжно и приближенно к действительности формируется в тех семьях, где представители разных поколений имеют или имели отношение к этой профессии, где постоянно происходят обсуждения актуальных проблем медицины, а будущий медик растёт в этой атмосфере, погружён в эту среду. Интерес к естественным наукам, так же, как правило, формируемый школой и семьей, отметило в качестве основного фактора 19,5% участников. В этом отношении, вероятно, наиболее мотивированными являются выпускники химико-биологических классов гимназий и лицеев, что описано в литературе при изучении мотивации студентов начальных лет обучения [5]. Еще на 9% опрошенных при выборе профессии врача оказали воздействие произведения литературы и кино. По-видимому, на это стоит обратить внимание тем людям, чьим профессиональным занятием является художественное творчество. В своё время яркие и глубокие художественные произведения, особенно отечественных литературы и кинематографа, в немалой степени способствовали выбору профессии у представителей старшего поколения. При организации олимпиад по терапии ежегодно в одном из конкурсов мы обращаемся к студентам и ординаторам с вопросами о взаимосвязи художественной культуры и медицины. Сегодня молодые люди также знают некоторые произведения (чаще по совету родителей), но в основном в представлениях о работе врача чаще ориентируются на зарубежные сериалы.

Лишь 5% опрошенных студентов заявило, что работа врача является мечтой их жизни. Кстати, у этих немногих участников опроса не произошло разочарования в избранной профессии за годы учебы. Это может служить иллюстрацией, что изначально высокая мотивация порождает готовность к преодолению разнообразных трудностей и негативных моментов, неизбежных в период обучения столь трудной профессии.

За время обучения неизбежна трансформация представлений о будущей профессии, что и констатировало 92% опрошенных. Однако у 52% студентов произошло в той или иной степени разочарование в избранной специальности, тогда как у 40% студентов, напротив, интерес к будущей профессии вырос. В причинах разочарования в будущей профессии необходимо, по-видимому, разбираться индивидуально, в каждом конкретном случае. Тем не менее можно предположить и наличие общих факторов, таких как несоответствие представлений о характере работы врача и реальной работы, неуверенность в собственных силах из-за недостаточного количества практики за время обучения, неготовность к рутине, иногда необходимой, но всё же чаще избыточной в работе врача (объём медицинской документации). Недостаток практики при изучении госпитальных дисциплин во все времена устранялся участием в дежурствах, во время которых существует больше возможностей индивидуальной работы с врачами и пациентами, знакомства с неотложной помощью и организацией работы медицинских учреждений. В беседах с преподавателями студенты основной причиной своих редких дежурств в клинике называют собственную загруженность и нехватку времени, не позволяющую уделять время посещению дежурств в клинике, необходимость работать для возможности оплаты обучения. Более тревожным представляется тот факт, что 56% анкетируемых студентов к старшим курсам медицинского вуза не определились со своей будущей профессией. Видимо, состояние неопределенности, в котором ежегодно находятся студенты относительно траектории постдипломного образования (трудность поступления в ординатуру, постоянно меняющиеся правила), вносит определённый вклад в такое большое количество неопределившихся.

В любой школе, в том числе и высшей, обсуждается роль и значимость оценок [6], и результат нашего опроса подтверждает важность этого фактора для 65% анкетируемых студентов. Получение хороших оценок остается важным мотивирующим фактором и на старших курсах медицинского вуза. Причём важность оценочного критерия констатирована участниками опроса вне зависимости от платной или бюджетной форм обучения, следовательно, дело не только в материальных стимулах (выплата стипендии). На кафедре госпитальной терапии широко и на протяжении нескольких лет используется практика автоматической аттестации по дисциплине на основании текущей успеваемости и индивидуальных достижений. В освоении любой учебной дисциплины, а клинической в особенности, предполагающей освоение профессиональных компетенций и достаточный уровень социального поведения, очень важна систематическая работа. Именно поэтому несколько лет назад нами принято и реализуется на практике решение выставлять оценку по дисциплине на основе текущего рейтинга с достаточно прозрачными и выполнимыми критериями для каждого обучающегося. При этом всегда делался акцент на практической подготовке, так как освоение базовых профессиональных компетенций в терапевтической клинике невозможно представить без работы с пациентом [7]. Возможность автоматической аттестации по дисциплине в качестве мотивирующего фактора при её освоении констатировало 95% опрошенных.

Участники опроса отметили разнообразные достоинства обучения в вузе. Наиболее привлекательны высокий уровень преподавания (90% опрошенных), общение в студенческой среде (58%), а вот возможность реализации в общественной работе/самодеятельности, участие в научной работе, волонтерских организациях, интеллектуальных состязаниях/олимпиадах, традиции которых сохраняются и развиваются в университете, привлекают значительно меньше опрошенных — от 1 до 8% опрошенных. Среди недостатков обучения отмечены большая загруженность, отсутствие свободного времени, дальние переезды, высокие затраты на обучение. К немодифицируемым факторам среди перечисленных можно отнести только большие расстояния между клиническими базами, над остальными можно и нужно работать. Перевод на бюджетную форму является существенным мотивирующим фактором для хорошо успевающих и инициативных студентов. Тенденция к увеличению количества студентов в группах неизбежно сказывается на условиях приобретения практических умений, затрудняет возможность обучения «у постели больного». Уже сейчас студенты и преподаватели испытывают трудности при общении с пациентом в палате, а дальнейшее увеличение обучающихся в учебной группе сделает этот процесс ещё более сложным. Попытка заменить его симуляционным обучением на манекенах не решит задачу освоения большей части компетенций в терапевтической клинике. Работа с манекенами-тренажерами, безусловно, необходима и очень выручает при освоении некоторых навыков обследования пациентов (пальпация, аускультация и т.п.), оказания неотложной помощи, но не позволит в полной мере освоить навыки сбора и анализа информации, полученной из жалоб и анамнеза. Неслучайно при работе с молодыми врачами в их алгоритме действий всё больше прослеживается тенденция заменить навыки клинического обследования пациента результатами дополнительного обследования (эхокардиография и компьютерная томография вместо аускультации, ультразвуковое исследование органов брюшной полости вместо пальпации и т.п.). Азбучной истиной для клинициста в диагностическом процессе является не замена, а дополнение этими результатами базисной первичной клинической информации, полученной при обследовании пациента. Но молодой врач, мало видевший пациентов, не доверяет собственной интерпретации полученной информации, даже если умеет её собирать, не имеет времени, а порой и не считает нужным совершенствовать уровень практических умений, предпочитая результаты «более объективных» методов (лабораторных и инструментальных).

Из методов реализации практической подготовки на кафедре госпитальной терапии лечебного факультета наиболее востребован студентами клинический разбор – основная форма проведения практических занятий. Его важность отметило 72% опрошенных. Достаточно высоко оцениваются студентами возможность самостоятельной курации пациентов (28%), общение с преподавателем (28%), разбор сложного для восприятия теоретического материала на занятии (28%). Роль преподавателя, по мнению подавляющего большинства студентов, является определяющей для освоения дисциплины и интереса к ней, при этом 30% участников опроса отмечают важность контроля со стороны преподавателя. В то же время эффективность лекций и самостоятельного решения ситуационных задач в освоении дисциплины оцениваются самими студентами нечасто (7%). В отношении лекций, по-видимому, сказалось влияние дистанционного формата обучения во время пандемии коронавирусной инфекции, а ситуационные задачи требуют усилий для их решения, однако безусловная важность указанных форм обучения требует совершенствования их формы и содержания в учебном процессе. Классическая лекция по клинической дисциплине по сути представляет собой клинический разбор, в таком же формате, очевидно, должны преподноситься и рассматриваться на занятии ситуационные задачи.

Большая часть опрошенных отмечает достаточно большой объём самостоятельной работы при изучении госпитальной терапии. При этом из комментариев к анкетам следует, что структурирование учебного материала, доброжелательное общение с преподавателем, и в то же время неуклонный контроль с его стороны облегчают усвоение материала. Сложности с организацией собственной самостоятельной работы при подготовке к занятиям испытывает 18% участников опроса. Причинами этого студенты самокритично называют лень и отсутствие привычки систематического изучения рекомендованной литературы, предпочтение поиска информации в сети на короткий вопрос, возникший в данной ситуации.

Очень интересными оказались ответы немногочисленных представителей постдипломного этапа образования — ординаторов и аспирантов, как наиболее мотивированных участников исследования и источника формирования кадрового резерва университета. Практически все эти участники опроса развернуто прокомментировали свои ответы, что свидетельствует о важности размышлений на эти темы для самих молодых специалистов, чей выбор профессии уже свершился. Характеризуя путь в профессию, они отмечали принципиально те же мотивы: желание помогать и спасать жизни, роль семьи и личности учителей, собственный интерес к научной и преподавательской деятельности. Выбор терапии для них был привлекателен главным образом в связи с обилием сложных диагностических задач, требующих решения, именно в этой области медицины. Особо был отмечен профессионализм и педагогический энтузиазм наставников и атмосфера сотрудничества на кафедре.

Заключение

Таким образом, изучение факторов мотивации учащихся в процессе изучения клинической дисциплины — необходимый процесс, прежде всего для их осознания педагогическим коллективом кафедры и осуществления «обратной связи» (попытки использования в учебном процессе). Классические формы клинического преподавания, такие как клинический разбор и непосредственная работа «у постели больного», по-прежнему максимально востребованы, несмотря на возможности новых педагогических технологий. Результатом прихода в кафедральный коллектив высоко мотивированных сотрудников является обеспечение преемственности поколений, лежащей в основе жизнеспособности и развития кафедры, что способствует решению поставленных задач в педагогической, лечебной и научной работе. Задача наставников при этом — не обмануть ожиданий молодежи, развивать взаимодействие и сотрудничество, как в классических формах (передача мастерства от учителя к ученику), так и внедрять новые современные технологии в учебный процесс, а здесь уже открываются новые интересные возможности у молодого поколения преподавателей.

Список литературы

1. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Мотивация обучения в ВУЗЕ – формирование готовности студентов-медиков к профессиональной деятельности. Современные проблемы науки и образования 2020;(3):1. DOI: 10.17513/spno.29690

2. Клоктунова Н.А. Динамика детерминирующих мотивов выбора профессии врача студентами медицинского вуза. Саратовский научно-медицинский журнал. 2013;(2):333-337.

3. Пузырёва Л.В., Лонская Л.В. Изучение профессиональной мотивации у студентов медицинского университета. Крымский терапевтический журнал. 2018;(4):51-56. Elibrary ID: 36807155

4. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Анализ причин демотивации в выборе профессии врача у студентов медицинского университета. Международный научно-исследовательский журнал. 2021,11(113):15-20. DOI: 10.23670/IRJ.2021.113.11.078

5. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О мотивации выбора профессии врача. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019;(2):53-56.

6. Хамова С. Н. Оценка как один из стимулов самостоятельной работы студентов высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2020;60-61:250-253.

7. Пономарева Е.Ю., Ребров А.П. Реализация образовательных технологий в процессе преподавания госпитальной терапии. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2022;3(3):116-120. DOI: 10.21886/2712-8156-2022-3-3-116-120.


Об авторах

Е. Ю. Пономарева
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Россия

Пономарева Елена Юрьевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета.

Саратов



Л. Р. Богдалова
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Россия

Богдалова Лейла Рустемовна - ассистент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета.

Саратов



А. П. Ребров
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Россия

Ребров Андрей Петрович - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры госпитальной терапии лечебного факультета.

Саратов



Рецензия

Для цитирования:


Пономарева Е.Ю., Богдалова Л.Р., Ребров А.П. Факторы мотивации студентов и ординаторов к изучению терапии и возможности их использования при организации учебного процесса. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2023;4(3):124-128. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-3-124-128

For citation:


Ponomareva E.Yu., Bogdalova L.R., Rebrov A.P. Factors of motivation of students and residents to study therapy and the possibility of their use in organizing the educational process. South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2023;4(3):124-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-3-124-128

Просмотров: 992


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-8156 (Print)