Preview

Южно-Российский журнал терапевтической практики

Расширенный поиск

Клиническая конференция как образовательная технология при подготовке ординаторов терапевтических специальностей

https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-117-120

Содержание

Перейти к:

Аннотация

В статье обсуждается понятие и образовательная роль клинической конференции при подготовке ординаторов терапевтических специальностей на кафедре госпитальной терапии.  Цель проведения клинической конференции ординаторов - совершенствование профессиональных и универсальных компетенций и формирование клинического мышления у будущих терапевтов в процессе преподавания  внутренних болезней. Авторы рассматривают клиническую конференцию  как эффективную форму образовательного процесса, сочетающую самостоятельную деятельность учащихся,  взаимодействие с преподавателем, формирование базовых навыков  для будущей врачебной деятельности.   

Для цитирования:


Пономарева Е.Ю., Ребров А.П. Клиническая конференция как образовательная технология при подготовке ординаторов терапевтических специальностей. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2023;4(1):117-120. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-117-120

For citation:


Ponomareva E.Yu., Rebrov A.P. Clinical conference as an educational technology for training residents in therapeutic specialties. South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2023;4(1):117-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-117-120

Целью образовательного процесса при подготовке кадров высшей квалификации в клинической ординатуре является практическая реализация комплексной модели специалиста с набором фиксированного количества компетенций для каждой медицинской специальности при приоритетном значении профессиональных, определяемых федеральным стандартом[1]. Для формирования таких компетенций у будущего врача применяются различные образовательные технологии, в качестве одной из которых может рассматриваться научно-практическая конференция. Согласно одному из определений, конференция (от лат. confero —  cобираю в одно место) — мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению [1]. За время обучения в вузе и на постдипломном этапе медицинского образования будущий врач в той или иной степени является участником различных конференций, чаще являясь слушателем, реже — в качестве докладчика. Большинство подобных мероприятий «заточено» под научный формат: студент или ординатор представляет данные литературы или собственных исследований по той или иной медицинской проблеме. Ординаторы кафедры госпитальной терапии успешно участвуют в таких конференциях, занимая призовые места. Однако при безусловной необходимости и важности такого формата он имеет ограниченное значение для будущей практической работы, доступен не всем обучающимся, а лишь занимающимся наукой. В те же время в педагогической литературе, посвящённой проблемам школьного и вузовского образования, достаточно широко обсуждаются именно обучающие возможности научно-практической конференции как самостоятельной активной формы обучения [2] и в качестве эффективной формы взаимодействия преподавателя и студента [3]. Особенность клинической конференции ординаторов — подготовка и представление перед аудиторией именно собственного клинического наблюдения, самостоятельно осуществлённый клинический разбор пациента, в ведении которого будущий врач принял непосредственное участие. Идея именно такой организации и построения конференции как формы обучения в клинической ординатуре по терапии и другим терапевтическим специальностям (нефрологии, ревматологии и др.) возникла более двадцати лет назад и успешно реализуется на протяжении этого периода времени. Построение практических занятий на кафедре госпитальной терапии в течение многих лет строится «от пациента», на примере развития болезни у которого обсуждаются все теоретические аспекты рассматриваемой проблемы и практические действия врача, то есть в форме клинического разбора. В предыдущих публикациях, в которых рассматривались используемые на кафедре госпитальной терапии образовательные технологии, мы подчеркивали приоритет клинического разбора при всей важности прочих методов обучения, так как только работа с реальными пациентами представляет собой более или менее адекватную модель будущей деятельности практического врача [4]. В определённом смысле клинический разбор является вершиной подготовки будущего терапевта в условиях стационара. Недаром существует множество вариантов этого вида обучения в классической терапевтической школе: помимо названного выше построения практического занятия, это профессорский обход, обсуждение пациентов на утренней конференции и т. п. Клинический разбор при должном методическом подходе, преподнесении и оснащении — прекрасная, возможно, лучшая модель кейс-технологии в клиническом преподавании. Это следует даже из самого названия данной технологии обучения (англ. case study, метод конкретных ситуаций) [5], позволяющей анализировать информацию, разбираться в сути проблемы и принимать оптимальные варианты решения, исходя из реальной, в данном случае, клинической ситуации.

 В процессе работы с пациентом, подготовки доклада на конференцию решается несколько следующих задач, имеющих дидактическое значение:

  • в краткой форме донести до слушателей информацию и результаты её анализа, сформулировав при этом цель, задачи, выводы;
  • выявить закономерности заболевания (или нескольких) у конкретного пациента, провести сопоставление с классическим обликом патологии;
  • изучить индивидуальные особенности, обусловленные профилем коморбидности, этиологическим фактором, возрастом, наследственностью и т.п.;
  • проанализировать механизмы патогенеза: факторы повреждения, защиты, компенсаторные механизмы, определяющие течение заболевания у данного пациента;
  • грамотно сформулировать и обосновать диагностическое заключение как отражение характера и количества патологических процессов у больного в соответствии с принятыми классификациями;
  • самостоятельно участвовать в планировании и реализации дополнительного обследования, определении тактики ведения пациента;
  • работать с источниками литературы, привлекая современные данные для обоснования собственных выводов.

Цель проведения клинической конференции ординаторов может быть определена как совершенствование профессиональных и универсальных компетенций и формирование клинического мышления у будущих терапевтов и врачей других терапевтических специальностей при работе с пациентами в условиях стационара. Безусловно, реализация заявленной цели возможна с использованием множества методов, используемых ежедневно и постоянно. Но участие в конференции в определенном смысле — концентрированное выражение теоретической и практической подготовки клинического ординатора, неслучайно для ординаторов второго года обучения оно является обязательным, а подготовка доклада служит формой квалификационной работы.

Конференция «Клиническая ординатура — шаг к профессиональному совершенству» как образовательное мероприятие проводится ежегодно, приурочена к Татьяниному дню (празднику студентов), а в более широком смысле — всех обучающихся в высшей школе и преподавателей. Тем самым была заложена важная традиция в жизни кафедры, придающая мероприятию оттенок праздника. К тому же в начале конференции тоже по сложившейся традиции подводятся итоги олимпиады по терапии с анализом результатов работ. Технология проведения олимпиады рассмотрена и описана нами ранее [6]. Проведению конференции предшествует подготовительный этап. Так, в начале учебного года преподаватель знакомит пришедших на кафедру ординаторов с форматом конференции, временем проведения, регламентом выступления, правилами оформления презентации и другими практическими аспектами подготовки и организации выступления. К участию допускаются все ординаторы, проходящие подготовку на кафедре госпитальной терапии вне зависимости от года обучения и специальности. Программу конференции составляют доклады, посвящённые клиническим ситуациям в практике каждого из отделений терапевтического профиля: кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии, ревматологии, эндокринологии. Обычно для докладов ординаторов не существует тематических ограничений; приветствуются любые интересные и сложные в диагностическом отношении случаи, которые встречаются практически ежедневно в условиях работы многопрофильного стационара, каким является областная клиническая больница. Исключение составил год пандемии коронавирусной инфекции, когда в связи с перепрофилированием коечного фонда любая медицинская помощь на базе стационара оказывалась только пациентам с этим заболеванием, ординаторы также участвовали в оказании такой помощи, а сама конференция проводилась в дистанционном формате. В следующем году тематика конференции также определялась эпидемической обстановкой, но акцент в выборе тем для представления клинических случаев был сделан на проявления постковидного синдрома в практике терапевта. В 2022 г. впервые формат конференции был расширен до международного: свои уникальные наблюдения в дистанционном формате представили клинические ординаторы из медицинских университетов Донецка и Минска.

 В выборе темы доклада, как и в дальнейшей его подготовке, существенную помощь оказывает руководитель ординатора (преподаватель кафедры). Работа над выступлением на конференции осуществляется в тесном взаимодействии учащегося и руководителя со всеми преимуществами такого общения в плане профессионального роста. При подготовке клинических ординаторов по терапии, в отличие от студенческого преподавания, имеется гораздо больше возможностей индивидуальной работы с обучающимся по формированию и контролю практических умений, передачи профессионального опыта и мастерства, реализации наставничества по принципу «мастер-ученик» (традиция, пришедшая из глубин веков, и наиболее эффективный способ подготовки мастера из подмастерья). Преподаватель в ординатуре обучает не только мануальным навыкам обследования пациента, но всем составляющим практической деятельности врача: сбору и анализу информации, планированию дополнительного обследования и грамотной трактовки его результатов, формированию и обоснованию диагностического заключения, выбору и реализации тактики ведения каждого пациента. Краткое представление ординатором всей этой кропотливой предварительной работы в виде десятиминутного выступления, аргументация каждого из его положений, грамотно подобранный иллюстративный материал, умение ответить на вопросы коллег в процессе профессиональной дискуссии — свидетельство эффективности взаимодействия «учитель-ученик», результативности профессиональной подготовки и квалификации будущего врача. Нередко после представления на кафедральной конференции клинический случай может стать основой для выступления на другом уровне, в том числе на национальных и международных конгрессах, в периодической центральной печати. Результаты конференции могут с успехом использоваться в учебном процессе, и материалы каждой из ежегодных конференций пополняют фонд образовательных средств кафедры.

Заключение

Таким образом, клиническая конференция ординаторов является примером не только проблемного обучения (решение конкретной проблемы диагностики и лечения в практике врача стационара), но и проектного (выступление на конференции — концентрированный итог мыслительной и практической работы с пациентом и изучения литературы, а также профессионального взаимодействия учащегося и руководителя). Представление собственного наблюдения в форме краткого доклада решает несколько задач, каждая из которых имеет дидактическое значение и отражает степень квалификации будущего врача и его готовность к практической деятельности не в меньшей степени, чем результаты различных экзаменов. Именно поэтому подобная форма образовательной деятельности в клинической ординатуре по терапевтическим специальностям может быть использована в качестве итоговой квалификационной работы, а также служить основой для публикации материалов в медицинской литературе, использоваться в образовательном процессе, пополняя фонд учебных материалов..

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, уровень высшего образования специалитет, специальность 31.05.01 «лечебное дело» (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95). http://fgosvo.ru/310501.

Список литературы

1. Ширшов Е.В. Информация, образование, дидактика, история, методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017. ISBN 978-591327-472-4.

2. Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. Учебная конференция в образовательном процессе школы. Современные проблемы науки и образования. 2015;(5):399. eLIBRARY ID: 32664286

3. Буковская Г. В. Научно-практическая конференция – важный этап в организации исследовательской деятельности студентов. Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014;4(113):151-158. eLIBRARY ID: 22917467

4. Пономарева Е.Ю., Ребров А.П. Реализация образовательных технологий в процессе преподавания госпитальной терапии. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2022;3(3):116-120. doi: 10.21886/2712-81562022-3-3-116-120

5. Образовательные технологии в высшей медицинской школе: Электронный учебник. Под ред. В.Б. Мандрикова. Волгоград; 2016.

6. Пономарева Е.Ю., Дорогойкина К.Д., Сафарова К.Н., Ребров А.П. Олимпиада по терапии как образовательная технология и элемент воспитательного процесса в медицинском вузе. Терапия. 2018;(7-8):12-17. doi: 10.18565/ therapy.2018.7-8.12-17


Об авторах

Е. Ю. Пономарева
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России

Пономарева Елена Юрьевна, к.м.н., доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета

Саратов



А. П. Ребров
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России
Россия

Ребров Андрей Петрович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой госпитальной терапии лечебного факультета

Саратов



Рецензия

Для цитирования:


Пономарева Е.Ю., Ребров А.П. Клиническая конференция как образовательная технология при подготовке ординаторов терапевтических специальностей. Южно-Российский журнал терапевтической практики. 2023;4(1):117-120. https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-117-120

For citation:


Ponomareva E.Yu., Rebrov A.P. Clinical conference as an educational technology for training residents in therapeutic specialties. South Russian Journal of Therapeutic Practice. 2023;4(1):117-120. (In Russ.) https://doi.org/10.21886/2712-8156-2023-4-1-117-120

Просмотров: 910


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2712-8156 (Print)