КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ОБЗОРЫ
синдрома без подъема ST (ОКСбпST), ассоциированным с критическим стенозом или окклюзией, также приведены сведения по чувствительности и специфичности. Трудно переоценить практическую ценность выявления пациентов высокого риска в отсутствии подъема ST на ЭКГ на этапе скорой помощи или приемного покоя.
ЛЕКЦИИ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель: изучить частоту поражения органов желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у НПВП-пользователей (нестероидных противовоспалительных препаратов) при ревматологических заболеваниях, а также сравнить эффективность лечебных и профилактических стратегий.
Материалы и методы: обследовано 112 больных (50 мужчин, 62 женщины) с различными ревматическими заболеваниями, длительно принимающих НПВП. Всем больным проводилась верхняя и нижняя эндоскопия, у части больных также проведена видеокапсульная эндоскопия тонкой кишки.
Результаты: проведенные исследования показали, что наиболее частым НПВПиндуцированным поражением ЖКТ были НПВП-гастропатии, которые диагностировались у 43,4 % всех НПВПпользователей. Кроме того, у 68,6 % больных НПВП-гастропатии сочетались с НПВП-энтеропатиями, а у 9 % больных — с НПВП-колопатиями, которые достоверно чаще отмечались у пациентов, получавших неселективные НПВП. Сочетанное поражение проксимальных и дистальных отделов ЖКТ, то есть, гастро- и энтероколопатии были диагностированы в 27 % случаев, чаще всего — у больных, принимавших неселективные НПВП. Обобщение имеющегося опыта лечения больных с НПВП-индуцированными поражениями ЖКТ показало, что в случае сочетания НПВП-гастропатий и НПВП-энтеропатий преимущественными превентивными стратегиями должны быть эрадикация H. pylori, применение ребамипида и использование селективых ингибиторов ЦОГ-2. При сочетании НПВП-энтеропатий с сопутствующим синдромом избыточного бактериального роста и НПВПколопатий эффективны рифаксимин, ребамипид и сульфасалазин.
Заключение: полученные данные подтверждают высокую распространенность сочетанного поражения проксимальных и дистальных отделов ЖКТ у ревматологических больных, что может свидетельствовать об универсальном повреждающем влиянии НПВП на весь ЖКТ.
Цель: разработать достоверные критерии диагностики нейроваскулярого конфликта — патогенетической основы классической невралгии тройничного нерва (НТН).
Материалы и методы: обследовано 25 больных классической НТН. Мультиспиральная рентген-компьютерная ангиография в режиме 3D обеспечивает идентификацию двух типов нейроваскулярного конфликта (НВК). Электроэнцефалография выполнена до и после устранения НВК.
Результаты: первый тип НВК выявлен только у больных НТН. Второй тип с одинаковой частотой встречался как у больных НТН, так и у здоровых лиц. Динамика биоэлектрической активности головного мозга до и после устранения НВК позволила установить достоверные признаки изменений, характерные для НВК.
Заключение: выявление у больного первого или второго типа конфликта и типичных для классической НТН изменений биоэлектрической активности головного мозга (формирование эпилептиформного очага, очагов ирритации в продолговатом мозге, превышение мощности электрической активности) позволяет отличить нейроваскулярный контакт от НВК.
Цель: изучение клинических и функциональных проявлений различных форм гастроэзофагальной рефлюксной болезни (ГЭРБ), коморбидной с язвенной болезнью (ЯБ) двенадцатиперстной кишки (ДПК) и ЯБ желудка (ЯБЖ), для уточнения диагноза и выявления мишеней патогенетической терапии на этапе первичной медико-санитарной помощи.
Материалы и методы: обследованы 287 больных ГЭРБ, коморбидной с неосложненной ЯБ. Проводилось анкетирование пациентов, выполнено углубленное эндоскопическое исследование (ЭГДС) в сочетании с кислото-перфузионным тестом (КПТ) для выявления неэрозивной рефлюксной болезни (НЭРБ) и хромоскопией слизистой оболочки желудка для определения кислотопродукции желудка.
Результаты: у больных ГЭРБ с коморбидной ЯБ ДПК, по сравнению с НЭРБ (с коморбидной ЯБ ДПК), чаще выявлялись изжога и кислая регургитация. По результатам хромоскопии, для больных ЯБ ДПК были характерны гипер- и нормохлоргидрия, для больных ЯБЖ — гипохлоргидрия. С обострением ЯБ ДПК ассоциированы стадия ГЭРБ и частота положительного КПТ. Между возрастом больных и стадией ГЭРБ выявлена прямая корреляция. Более того, обнаружили прямую корреляцию возраста и стадии ГЭРБ с положительным КПТ, отражающим нарушение проницаемости слизистой пищевода.
Заключение: у больных ГЭРБ с коморбидной ЯБ пациент-ориентированная диагностика может состоять в проведении эндоскопического хромоскопического определения кислотопродукции желудка и эндоскопического КПТ для подтверждения НЭРБ и выявления фенотипов ГЭРБ, коморбидных с кислотозависимыми заболеваниями, с целью определения тактики лечения.
Цель: изучить молекулярные эффекты тиотриазолина у пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС).
Материалы и методы: у 60 пациентов со стабильной стенокардией напряжения I – III функционального класса сравнивались эффекты тиотриазолина со стандартным режимом терапии (СРТ), учитывая активность уровня основных продуктов свободнорадикального окисления (СРО) и антиоксидантных систем (АОС), протеомный профиль белков.
Результаты: через 24 недели на фоне СРТ и тиотриазолина выявлено статистически достоверное увеличение содержания глутатион редуктазы, снижение малонового диальдегида, увеличение частоты выявления экспрессии эндотелиальной липазы, фосфомевалонаткиназы, γ–бутиробетаин гидроксилазы, линолеил-КoA–десатуразы, снижение экспрессии дельта-5 десатуразы.
Заключение: тиотриазолин обладает кардиопротекторным действием с антиоксидантным и цитопротекторным эффектами, снижая содержание продуктов СРО, повышая активность ферментов АОС при ИБС.
Цели: изучить особенности сердечно-сосудистых поражений у больных ревматоидным артритом (РА) в зависимости от возраста дебюта заболевания.
Материалы и методы: в исследование включено 140 пациентов с РА. Средний возраст — 53,8 ± 11,2 года, женщин — 82,1 %, мужчин — 17,8 %. В зависимости от возраста дебюта РА, пациенты были разделены на две группы: с дебютом до 45 лет (n = 59) и после 45 лет (n = 81). В группу сравнения включены сопоставимые по гендерному составу и возрасту больные с АГ без РА.
Результаты: АГ в группе с дебютом РА после 45 лет встречалась чаще, чем в первой группе (57,4 % и 46,6 % соответственно). В I группе только 6,6 % больных имели АГ к моменту дебюта РА, во II — 28,5 %. Во II группе чаще выявлялись такие факторы риска, как избыточная масса тела, ожирение, метаболический синдром. Атеросклеротическая бляшка (АСБ) в сонных артериях во II группе встречались чаще (78,5 %), чем в первой (53,3%). У мужчин и женщин первой группы АСБ встречались с одинаковой частотой, во второй — среди мужчин чаще, чем у женщин (100 % и 71,4% соответственно).
Заключение: дебют РА после 45 лет чаще сопровождается коморбидностью с АГ в начале заболевания, у них чаще встречаются традиционные факторы риска ССЗ, что ассоциируется с более выраженными структурными изменениями в сонных артериях при сравнении с больными с дебютом РА до 45 лет.